Сообщение об ошибке

Strict warning: Only variables should be passed by reference в функции eval() (строка 3 в файле /home/srv46430/htdocs/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Современный склад автозапчастей: условия эффективной работы

Эффективность работы современного склада автозапчастей зависит от ряда факторов, в числе которых организация процесса поставки комплектующих, объемы и виды складируемой продукции, способы их доставки и хранения, конструктивные особенности склада, разновидности WMS-системы, специфика в подборе заказа, осуществление услуг кросс-докинга и, что особенно важно, наличие квалифицированного персонала.

Отличительной особенностью политики поставки комплектующих на складах автозапчастей компании GEFCO является неукоснительное соблюдение принципа «точно в срок». Это достигается, в первую очередь, за счет синхронизации процессов доставки и управления материальными ресурсами в соответствии с производственным графиком выпуска готовой продукции. На политику «точно в срок» реально влияет разнообразие в рамках одной товарной категории (например, множество вариантов форм, цветов, электрики в бамперах у автомобилей и, соответственно, разная стоимость этих бамперов). Таким образом, чем разнообразнее спрос и выше стоимость, тем выгоднее становится синхронизация поставки автокомплектущих с производственным (конвейерным) циклом.

Логистический цикл и виды услуг

В зависимости от способов поставок продукции различным заказчикам на складах компании применяются оба вида логистических услуг: Inbound-логистика и распределительная логистика (то есть дистрибуция).

Специфика Inbound-логистики заключается в том, что у нее короткий логистический цикл (выпуск комплектующих с завода поставщика – доставка на склад оператора - получение заказа от автомобилестроительного завода – подбор заказа из комплектующих на складе оператора - доставка на автомобилестроительный завод нужных комплектующих точно в тот момент, когда они необходимы на конвейере для сборки).

В распределительной логистике политика определяется другими составляющими. Для складского оператора, оказывающего услуги по дистрибуции запчастей (послепродажное обслуживание), главное - выделить две группы складируемого товара (пользующиеся высоким постоянным спросом и нерегулярным спросом). Потребителями услуг складского оператора являются автомобильные дилеры. Если дилер направляет заказ на детали первой группы, то обычно они доставляются автотранспортом, и заказ выполняется в течение трех-четырех дней. Если дилер направляет заявку на срочный заказ для деталей второго типа, то доставка осуществляется авиатранспортом в пределах 24 часов с момента поступления заявки от дилера. Для предоставления такого рода услуг нужен логистический оператор национального масштаба.

При планировании объемов продукции для хранения на складе учитывается, что автозапчасти имеют большое количество разных артикулов, которые должны быть в наличии, а также то, что определенные запчасти придется поставлять с центрального склада, к примеру, из Европы. Логистическая стратегия планирования объемов и видов автозапчастей определяется автопроизводителем. Сейчас западные производители активно ищут складские помещения в России, так как заинтересованы в снижении логистической составляющей в цене готовой продукции. В связи с этим все большую популярность приобретают смешанные или комбинированные групповые отправки автозапчастей, которые поддерживают минимальные запасы на складе и снижают транспортные издержки.

Доставка. Между складом и заводом - челноки

Основной задачей склада, обеспечивающего потребности автопроизводства, является своевременная поставка в цеха необходимого количества комплектующих нужного ассортимента. Таким образом, складские операции по подбору и поставке комплектующих становятся частью общего производственного технологического процесса и должны быть синхронизированы с планом выпуска готовой продукции автопроизводителя. 

Как видно из рисунка 1, процесс доставки и хранения может осуществляться по следующей схеме:

  1. поток доставка комплектующих напрямую с завода (склада) поставщика согласно графику выпуска автомобилей должна осуществляться не менее четырех раз в день на завод автопроизводителя;
  2. поток доставка комплектующих осуществляется через склад автозапчастей логистического оператора.

На складе не только осуществляется хранение автозапчастей, но и оказываются услуги дополнительной стоимости (дооснастка бамперов, доводка амортизаторов до готового состояния и др.). Согласно требованию завода-автопроизводителя на подборку необходимых комплектующих на складе формируются заказы, а со склада осуществляется отгрузка на завод автопроизводителя. Доставку до завода производят грузовики–челноки* не менее 12 раз в день (согласно графику выпуска готовых автомобилей и конвейерного процесса). Так описанная схема, сочетающая прямую доставку от поставщиков и опосредованную через склад, синхронизирует входящие складские потоки с работой конвейера, на котором осуществляется автосборка. 

Работа дистрибьюторского склада строится несколько иначе, чем регионального. В его задачи входит продвижение готовой продукции от производителей до конечных потребителей. Для ускорения распределения используется ограниченное количество стандартной упаковки, тары. На региональном складе логистический процесс организуется таким образом, чтобы предоставить максимум ассортимента конечным потребителям. Дистрибьюторские склады располагаются как можно ближе к поставщикам в случае консолидации заказов и сортировки продукции. Таким образом, географический признак является ключевым при выборе месторасположения склада. Через региональные склады осуществляется снабжение сети местных магазинов или прямая доставка покупателям. Это связано с тем, что скорость производства обычно не совпадает со скоростью потребления на местном рынке, что обуславливает необходимость организации склада в регионах. На дистрибьюторский склад доставка обычно осуществляется крупными партиями, а вывоз – средне- и малотоннажными автомобилями.

Хранение. Все типы хороши – и полки, и стеллажи

При организации хранения продукции большое внимание уделяется конструктивным особенностям склада. При оснащении складов готовой продукции распределительных центров чаще всего используется стеллажный тип склада, который предполагает многоярусное хранение грузов на палетах. В этом случае можно хранить как однородные, так и разнородные грузы. При укладке груза обычно используется два типа палет: EURO 800*1200*150, FIN 1000*1200*150. Затраты на хранение грузов в таком случае значительно сокращаются в связи с оптимальным использованием складского пространства. Стеллажное хранение позволяет варьировать число уровней хранения, осуществлять свободное перемещение палет, а также использовать компьютерный учет складских запасов.

Хранение однородной или разнородной продукции малых и средних размеров осуществляется в ящиках, устанавливаемых на полках, что в свою очередь предполагает ручную обработку грузов. Полочное хранение может быть организовано также для хранения негабаритных грузов (например, автозапчастей).

Работа конвейерного склада организуется в соответствии с работой самого конвейера. Специфика такого склада заключается в том, что транспортная установка (конвейер) должна работать непрерывно. В связи с этим зоны хранения комплектующих организовываются на рабочих местах сотрудников согласно технологическому процессу сборки автомобиля. 

На фото 1 видно, что хранение автомобильных дверей организовано именно в той зоне сборочной линии, где необходимо осуществлять установку дверей на автомобиль согласно технологии.

Конвейеры широко используются в складской логистике: на разгрузке, при сборке, при отгрузке. Они удачно сочетают в себе тяговую силу и грузонесущую функцию. И если первые два типа склада – статичны, то конвейер – это динамичный склад.

Своеобразие складов автозапчастей: комплектация, цвет, артикул

Особенностью складов автозапчастей по сравнению с обычным складом является предоставление услуг добавочной стоимости с целью оптимизации всего технологического автомобилестроительного (конвейерного) процесса. Например, на заводах концерна Peugeot-Citroen в Европе для конвейерной сборочной линии на складской платформе организована такая услуга добавочной стоимости, как доработка бамперов: оснащение электрической проводкой и установка фар. После оснастки бамперы грузятся на специальные тележки по 8-10 штук в грузовики, курсирующие между заводом и складской платформой, чтобы доставить бамперы необходимой комплектации, цвета и артикула именно тот в момент, когда на конвейерной линии необходимо по технологии приступить к установлению на машине бампера (фото 2). 

Другая услуга добавочной стоимости – это создание готовой продукции из комплектующих. Например, амортизаторы поступают на склад в виде двух составляющих: металлической и пластиковой деталей, которые соединяются на складе в одну (фото 3). 

На фото 4 можно видеть, как это происходит на специально оборудованных столах.

Затем уже доведенные до готового состояния амортизаторы доставляются со склада на завод к конвейерной линии. Обработка информации на складе может осуществляться вручную и в пакетном режиме.

Информационное обслуживание охватывает:

  • обработку входящей документации;
  • предложения по заказам поставщиков;
  • оформление заказов;
  • управление приемом и отправкой грузов;
  • контроль наличия товаров;
  • прием заказов потребителей;
  • оформление документации отправки;
  • диспетчерскую помощь: от выбора оптимальной партии отгрузки до маршрута доставки;
  • обработку отчетов клиентов;
  • обмен информацией между функциональными службами склада;
  • статистическую информацию.

Сейчас уже сложно представить современный склад без автоматической идентификации товара, тары и т.п. В зависимости от того, какая информация заложена в штрихкод, зависит уровень управления информационным потоком. Нанесение штрихкода на всю грузовую единицу, маркированную производителем, позволяет добиться автоматизированного управления информационными потоками по всей логистической цепочке. 
 

Еще одна особенность работы склада автозапчастей - подборка заказов на складе. Она осложняется тем, что заказ из комплектующих поставляется к конвейерной линии строго в соответствии с порядком физического перемещения машин на сборочной линии (рис. 2). Поэтому этот метод подразумевает фиксацию цветовой последовательности собираемых транспортных средств. До выпуска заказа на требуемые заводом-производителем комплектующие и до установки их в машину должно быть время на подборку необходимых деталей нужного артикула, цвета и комплектации на складе и доставку грузовиком-челноком на автомобилестроительный завод.

Здесь важна не только четкая организация подбора в соответствии с производственным планом выпуска продукции, не только точные данные о количестве, объеме и времени подбора необходимых комплектующих в соответствии с производственным процессом, но и наличие нормативов на подбор определенных артикулов комплектующих.

Кросс-докинг на складе автозапчастей также имеет свою специфику и отличается прежде всего тем, что продукция принимается и уходит со склада обычно в течение 24 часов. В связи с этим заранее обговариваются четкие правила по приемке товарно-материальных ценностей (разработать технологию приемки, критерии брака, технологию работы с бракованной продукцией).

Кроме того, учитывается, что клиента может заинтересовать такая услуга, как взвешивание или распределение входящей продукции от поставщиков по магазинам. Это особенно актуально для крупных ритейлеров, у которых уже есть действующая сеть магазинов. Также мы предлагаем такую услугу, как расконсолидация входящих (высоких) палет на более низкие (соответствующие требованиям магазинов к палетизации). Еще одной сопутствующей услугой является стикеровка входящей продукции, например, для русификации продукции неместного производства.

Ограниченность сроков нахождения продукции на складе предполагает слаженную работу сотрудников по четко разработанным инструкциям. Другой особенностью услуг кросс-докинга является отсутствие стеллажного хранения на складе. Все операции зачастую организованы на рампе.

Для того чтобы современный склад автозапчастей был действительно складом ответственного хранения и имел высокий уровень качества предоставляемых услуг, чтобы удовлетворял требованиям различных клиентов и работал с различными товарами, нужен высококвалифицированный персонал. Поэтому мы уделяем большое внимание обучению сотрудников, особенно менеджеров среднего звена и созданию стройной системы мотивации.

Елена Мининкова, разработчик логистических решений, компания GEFCO (CIS) 

 

http://www.vch.ru/

http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=1052

Оформить заявку

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.